
Говоря о неосознаваемых этапах художественного творчества, К.С. Станиславский использовал два термина: «подсознание» и «сверхсознание».
По мысли великого режисера, «истинное искусство должно учить, как сознательно возбуждать в себе бессознательную творческую природу для сверхсознательного органического творчества».
Отвергая возможность прямого произвольного воздействия на подсознательные механизмы творчества, Станиславский настаивает на существовании косвенных путей сознательного влияния на эти механизмы.
Инструментом подобного влияния служит профессиональная психотехника артиста, которая должна решить две задачи: готовить почву для деятельности подсознания и не мешать ему.
“Предоставим же все подсознательное волшебнице природе, а сами обратимся к тому, что нам доступно, – к сознательным подходам к творчеству и к сознательным приемам психотехники. Они прежде всего учат нас, что когда в работу вступает подсознание, надо уметь не мешать ему”, - писал великий режиссер.
По мнению Станиславского актер должен уметь на сцене выражать чувства своего героя, опираясь на собственный эмоциональный опыт.“Нельзя выжимать из себя чувства, нельзя ревновать, любить, страдать ради самой ревности, любви, страдания. Нельзя насиловать чувства, так как это кончается самым отвратительным актерским наигрыванием…
Оно явится само собой от чего-то предыдущего, что вызвало ревность, любовь, страдание. Вот об этом предыдущем думайте усердно и создавайте его вокруг себя. О результате же не заботьтесь.”
Говоря о неосознаваемых этапах художественного творчества, К. С. Станиславский постоянно пользуется двумя терминами – “подсознание” и “сверхсознание”. “Чем гениальнее артист… тем нужнее ему технические приемы творчества, доступные сознанию, для воздействия на скрытые в нем тайники сверхсознания, где почиет вдохновение”.
Большое внимание понятию «сверхсознание» уделял выдающийся ученый физиолог, академик РАН П. В. Симонов. Отталкиваясь от работ К. С. Станиславского, он глубоко исследовал роль сверхсознательного в сфере искусства. Одновременно с ним эту тему разрабатывал известный психолог М. Г. Ярошевский, который рассматривал категорию сверхсознания в сфере научного творчества.
Так, согласно представлениям П. В. Симонова, в мышлении участвует не только сознание, но и пограничные с ним подсознание и сверхсознание:«Взаимодействие осознаваемых и неконтролируемых сознанием этапов пронизывает всю работу мышления».
С его слов, «психическая деятельность человека имеет трехуровневую структуру, включая в себя сознание, подсознание и сверхсознание. Сознание оперирует знанием, которое может передано другому, к сфере подсознания относится автоматизированные навыки, усвоенные нормы и мотивационные конфликты». К подсознанию ученый относит и те проявления интуиции, которые «не связаны с порождением новой информации, но предполагает лишь использование ранее накопленного опыта».
Сверхсознание П. В. Симонов интерпретирует как механизм творческой интуиции, связанный с получением принципиально новой информации, не бывшей ранее, и оригинального продукта.
По мнению ученого, сверхсознание (творческая интуиция) — это первоисточник всякого прогресса в развитии человеческой цивилизации, в завоеваниях науки, в откровениях искусства, в совершенствовании этических норм.
Если роль подсознания — в освобождении мышления от излишней работы и психологических перегрузок, то роль сверхсознания — расширение продуктивной сферы сознания: формирование новых знаний.
«В мышлении, — пишет П. В. Симонов, — сверхсознание дает пробы нового, проектирует и предлагает неожиданное и, может быть, даже невероятное».
Назначение сверхсознания — «пробивать пути нового». Такое «включение сверхсознания в мыслительную работу называют обычно интуицией, а состояние, при котором она смело и щедро включается, — вдохновением».
. В отличие от подсознания, деятельность сверхсознания «не контролируется сознанием и волей ни при каких условиях».
Неосознаваемость этих процессов представляется П. В. Симоновым как защита рождающихся гипотез от консерватизма сознания и давления ранее накопленного опыта.
«Не будь этой защиты, — пишет он, — здравый смысл и догматизм прочно усвоенных норм душили бы „гадкого утенка“ смелой гипотезы в момент его зарождения, не дав ему превратиться в прекрасного лебедя будущих открытий».
В руководимой им «лаборатории эмоций», в результате проводимых им разных вариантов эксперимента, П. В. Симонов пришел к выводу: «Взаимодействие сознания и сверхсознания есть проявление на уровне творческой деятельности человека универсального принципа возникновения нового в процессе биологической и культурной эволюции".
Когда сверхсознание смело и щедро включается в мыслительную работу человека, как пишет П. В. Симонов, его посещает творческое вдохновение, он ощущает прилив силы, у него возникают положительные эмоции.
Благодаря чему такие лица не подвержены к так называемой «немотивированной» агрессии, что часто наблюдается в поведении лиц с неразвитым сверхсознанием. Развитое и активно функционирующее сверхсознание обладает двумя функциями: негативной и позитивной.
Если негативная функция сверхсознания — отрицание устаревшего, пережившего себя и утратившего некогда реальный смысл, то позитивная функция состоит в порождении нового — гипотез, догадок, озарений, ведущих к ранее не существующему знанию о мире.
Чтобы понять, как взаимодействуют между собой сознание, подсознание, сверхсознание, обратимся к скандинавскому эпосу.Согласно мифическому преданию, на плечах Одина - верховного бога германо-скандинавского пантеона, всегда восседали два ворона - Хугин и Мунин.
Они нашептывали ему все тайны о прошлом, настоящем и будущем, а также обо всем, что происходит в мире. Современные исследователи мифологии склонны интерпретировать эти сказания следующим образом: ворон Хугин олицетворяет рассудочную деятельность, рациональное логическое мышление,а ворон Мунин представляет подсознание - потаенную , скрытую область психики, а также трансперсональные знания, охватывающие весь мир.
Чтобы сверхсознание проявило себя в полной мере,необходимо, что бы сознание произвело отбор порожденных сверхсознанием гипотез, творческих озарений, проверило их истинность или ложность. А подсознание вооружило его ранее накопленным опытом.
В своей книге «Созидающий мозг», П. В. Симонов (1993) характеризует человека-творца. С точки зрения автора:" Творчество в его наивысшем проявлении (талантливость, гениальность) характеризуется высокой степенью развития познавательной потребности и способностью достигать специфическое психическое состояния, выражающегося в виде озарения, и является продуктом сверхсознания".
Комментариев нет:
Отправить комментарий