
«Есть Мир, необозримо разнообразный во времени и пространстве, и есть Я, исчезающе малая частица этого Мира.
Появившись на мгновение на вечной арене бытия, она старается понять, что есть Мир и что есть сознание, включающее в себя всю Вселенную и само навсегда в нее включенное.
Начало вещей уходит в беспредельную даль исчезнувших времен, их будущее — вечное чередование в загадочном калейдоскопе судьбы. Их прошлое уже исчезло, оно ушло.
Куда? Никто этого не знает. Их будущее еще не наступило, его сейчас также нет. А настоящее? Это вечно исчезающий рубеж между бесконечным уже не существующим прошлым и бесконечным еще не существующим будущим. Мертвая материя ожила и мыслит.
В моем сознании совершается таинство: материя изумленно рассматривает самое себя в моем лице. В этом акте самопознания невозможно проследить границу между объектом и субъектом ни во времени, ни в пространстве.
Мне думается, что поэтому невозможно дать раздельное понимание сущности вещей и сущности их познания». Роберт Бартини.
Советский авиаконструктор Роберт Бартини - человек загадка. Как и всякий уникальный человек, опередивший свое время подобно Леонардо да Винчи, Исааку Ньютону, Николо Тесла, он проявил свой талант во многих областях науки. Роберт Бартини известен как гениальный авиаконструктор, и физик-самоучка, разработавший модель шестимерного пространства.
Барон, любивший авиацию
Биография запутана с самого начала. По официальной версии Роберто Бартини родился в 1897 году в Австо-Венгрии, городе Фиуме. Историю своего рождения он рассказывал в лучших традициях мелодраматических сериалах. Роберто оказался плодом любви знатной девушки и барона Лодовика ди Бартини. Но барон отказался вступать в брак с любовницей, а женился на другой девушке.
Мать Роберто подбросила его садовнику барона, в семье которого он воспитывался до трех лет. Малыш настолько приглянулся бездетной баронессе, что его решили усыновить, далеко не сразу опознав как родного сына Лодовика.
С детских лет Роберто увлекался спортом, физикой, математикой, знал несколько языков, неплохо рисовал и писал стихи. Но главной его страстью была авиация. Отец подарил юноше аэроплан и нанял тренира для обучения полетам.
В 1916 году он окончил офицерскую школу и был отправлен как лейтенант Австо-Венгерской армии на Восточный фронт Первой мировой войны. И спустя лишь неделю подающего высокие надежды выпускника...приговорили к смертной казни.
Бартини вступил в стычку со старшим офицером, избивавшим новобранцев и случайно застрелил его. Его спасло чудо - наступление вражеских войск. Русская армия во время брусиловского прорыва захватила Бартини вместе с другими пленными и его отправили в лагерь военнопленных под Хабаровском.
За несколько лет плена Роберто Бартини выучил русский язык и проникся идеями социализма. В итоге на родину он вернулся убежденным коммунистом и в 1929 году сразу же вступил в Итальянскую коммунистическую партию.
Из Италии в Россию - путь неблизкий
В период с 1920до 1922годах Бартини упорно трудился на заводе, параллельно получив диплом авиацоонного инженера в Римской летной школе. Многомиллионное наследство отца он тратил на нужды итальянских коммунистов.
В 1922году в Италии грянул фашисткий переворот, приведший к власти Бенито Муссолини, который поклялся "очистить страну от коммунистов". Бартини вновь оказался приговоренным к смертной казни и решился на переезд в Советский Союз.
По рассказам Роберто Бартини он героически бежал из тюрьмы, затем летел на личном самолете, скрывался, запутывая следы через Швецарию, Францию, Париж и Берлин, инценировал собственную смерть...
По официальной версии компартия Италии отправила молодового конструктора в помощь Советской России в деле авиастроения. С длугой стороны опровергнуть версию Бартини тоже не получится - до нового места жительства он долго добирался.
В Советском Союзе Бартини оказался в 1923 году и за четыре года сделал головокружительную карьеру. От лаборанта-фотограммиста Научно-опытногог аэродрома ВВСдо комбрига(генерал-майора).
Вскоре он перевелся в ведущую самолетостроительную организацию ОПО -3, возглавляемую Дмитрием Григоровичем, под началом которого работали такие специалисты, как Семен Лавочкин, Иван Остославский и Сергей Королев.
Позже Сергей Королев не только всегда положительно отзывался о фантастическом итальянце, но и помогал ему с проектами, которыми иные конструкторы считали невозможными.А ведь именно они составляли список самолетов Роберто Бартини.
В 1930 году Бартини назначают главным конструктором КБ НИИ Гражданского флота, где под его руководством был разработан проект 40-тонного морского двухлодочного бомбардировщика МТБ.Самолетов такого веса в то время еще не существовало.
Надо сказать , что всем проектам Бартини была присуща особенность: они были смелыми, оригинальными и новаторскими. Вероятно, именно из-за этого многие его оригинальные проекты так и остались на бумаге.
Качели фортуны
В бюро Бартини в 1933 году был разработан экспериментальный истребитель "Сталь-6", у которого Роберт предложил заменить деревянную обшивку на стальную. Это позволило развить скорость самолета до 420км/ч.
Но Это оказалось не пределом для гениального конструктора.
Позже в его боро был разработана экспериментальные истребители "Сталь- 7" и "Сталь-8".Истребитель "Сталь-8" по своим аэродинамическим свойствам был не похож на все известные самолеты того времени, и мог развить скорость до630км/ч.
Кроме того, Бартини первым догадался сделать шасси полностью убираемыми после взлета и выпускаемым перед посадкой. В его проектах была изменена схема охлаждения мотора - без радиаторный, испарительный. Однако строить эти самолеты по разным причинам не стали.
В 1935 году под руководством Бартини был спроектирован уникальный дальний арктический разведчик ДАР, способный садится на лед и воду. Самолет успешно прошел испытания, но не пошел в серийное производство из-за нехватки оснастки и оборудования.
Практически каждый новый самолет Бартини бросал слишком отличался от существующих моделей, оттого натыкался на стену непонимания со стороны чиновников. Его модели , по их мнению, были слишком быстрые и требовали для их разработки слишком дорогостоящее оборудование.
В 1938 году, на взлете карьеры Бартини арестовали. Ему было предъявлено обвинение в связях с Тухачевским и шпионаже в пользу Муссилини(от режима которого он когда-то бежал).
В тот момент, когда в кремле шел прием по случаю успешного завершения испытания самолета "Сталь-7", его создателя пытали в подвалах Лубянки.
Впрочем Бартини повезло - на встрече со Сталиным Ворошилов вспомнил об авиаинженере а "уж больно хорошей" головой, и гениальный конструктор отделался десятилетним арестом вместо казни.
Берия лично неоднократно навещал заключенного конструктора, обсуждал с ним перспективы развития советской авиации. "Вы же знаете, Лаврентий Павлович, что я ни в чем не виноват", - заметил в одной из бесед Бартин. "Был бы виноват - давно растреляли бы," - невозмутимо ответил нарком и пообещал свободу за разработку конструкции лучшего в мире перехватчика.
В шарашке
После оглашения приговора -10 лет лагерей и 5лет- "поражения в правах", Бартини определили отбывать срок в "шараге" - ЦКБ-29. Это была спецтюрьма в , где собраллись заключенные, трудившиеся над разработкой военной техники, под надежным присмотром НКВД. У Бартини были достойные его коллеги - Сергей Королев, Андрей Туполев.
Там, В Таганроге Бартини разработал совершенно уникалтный для своего времени проект сверхзвукового реактивного истребителя типа " летающее крыло" с двухкилевым оперением - прообраз самолетов, которые стали выпускать только в конце 1970-х годов.
За годы заключения Бартини принял участия в разработке транспортных самолетов Т-108, Т-117, Т-200. Правда ни один из них так и не был построен, но разработки Роберта Бартини легли в основу создания реактивных самолетов, разработкой которых занимался Антонов.
В 1946 году Бартини был освобожден , а после смерти Сталина, в 1956 году реабилитирован.
С1948 года работал в ОКБ-86 на территории завода имени Димитрова в Таганроге. С 1952 года Бартини — главный инженер перспективных схем летательных аппаратов в Сибирском НИИ им. С. А. Чаплыгина. Здесь он создаёт проект самолёта Т-203.
Бартини планировал создание сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика А-55. Первоначально проект был отклонен, так как заявленные характеристики посчитали нереальными. Спасло проект обращение к С. П. Королеву, который помог обосновать его экспериментально.
В начале 50-х годов Бартини отослали в Новосибирск, где в институте аэродинамики Сибирского отделения АН СССр он работал над модельюмежконтинентального бомбардировщика. И только после полной реабилитации вернулся в Москву и возглавил КБ в Люберцах.
Именно в этот период Бартини замыслил проект крупного самолёта-амфибии вертикального взлёта и посадки, который позволил бы охватить транспортными операциями большую часть поверхности Земли, включая вечные льды и пустыни, моря и океаны.
Им были проведены работы по использованию экранного эффекта для улучшения взлётно-посадочных характеристик таких самолётов. Первым шагом в этом направлении стал небольшой Бе-1, прошедший лётные испытания в 1961—1963 годах.
Всего им было создано около 60 проектов самолетов различного направления, создано более 10 экспериментальных и опытных самолетов. Но его заслуги перед советской авиацией были отмечены не6 слишком щедро, лишь в 1967 году конструктору вручили орден Ленина.
Шестимерная Вселенная
Помимо аэродинамических, авиационных, научно-технических задач, Бартини на протяжении всей жизни занимался проблемами физики, теории познания, космологии. Особый интерес он проявлял к проблеме действительного числа измерений нашего пространства-времени.
Согласно развитой Бартини теории, мир измеряется тремя параметрами пространства и одним параметром времени только в восприятии обыденного человеческого сознания. В действительности, как считал ученый, физические явления происходят в шестимерном континууме: число измерений времени и пространства равны - три пространственных и три временных координаты.
Согласно гипотезе Бартини, при шестимерной модели Вселенной возможно путешествовать во времени, используя перемещение в пространстве и, наоборот, перемещаться в пространстве, используя ход времени...
Современные последователи Бартини утверждают, что им была создана «уникальная теория шестимерного мира пространства и времени, которая получила название Мир Бартини» .
Последователи этой теории утверждают,что все физические константы, которые Бартини аналитически (а не эмпирическим путём, как это было сделано для всех известных констант) вычислил для этого мира, совпадают с физическими константами нашего реального мира.
Несмотря на любовь к авиации, именно эту работу, а не самолетостроение он считал главным делом своей жизни и приходил в отчаяние от того, не может полностью посвятить себя детальной разработке своей теории.
Бартини умер в ночь с 4 на 5 декабря 1974 года. Когда его тело два дня спустя было найдено на полу ванной, из крана шла вода, а на кухне горел газ. По заключению милиции, ночью Бартини почувствовал себя плохо, встал из-за стола, опрокинув стул, и прошел на кухню. Зажег газ, стал набирать воду в ванной. Потом упал навзничь, ударившись головой об косяк.
Бартини именно в ту ночь написал завещание, приложил к нему черный пакет и спрятал за плотной шторой. Пакет был тщательно заклеен. В завещании Роберт Людвигович просил запаять его бумаги в металлический ящик и не вскрывать до 2197 года.
Еще на пакете была надпись: «Я убрал из моих статей о константах одно следствие. Прошу вас, когда вы сочтете это уместным, сообщить в любой форме, по вашему выбору, что я, Роберто Бартини, пришел к нему математически, не уверен, что не ошибся, поэтому публиковать его не стал. Оно нуждается в проверке, у меня на это уже не осталось времени. Следствие такое: количество жизни во Вселенной, то есть количество материи, которая в бесконечно отдаленном от нас прошлом вдруг увидела себя и свое окружение, — тоже величина постоянная. Мировая константа. Но, понятно, для Вселенной, а не для отдельной планеты».
Похоронен гениальный авиаконструктор на Введенском кладбище в Москве.
***
Бартини однажды сказал" "Каждые 10-15 лет клетки человеческогог организма полностью обновляются, и поскольку я прожил в России более 40 лет, во мне не осталось ни одной итальянской молекулы". А в многочисленных анкетах, которые ему приходилось заполнять, в графе "национальность" всегда писал: русский.
Комментариев нет:
Отправить комментарий