воскресенье, 8 ноября 2020 г.

Притча - это мудрость и одновременно путь к мудрости

 





Притчи, как драгоценные камни, отшлифованные
Веками, передавались от одной культуры к другой,
Став универсальным языком духовного общения народов.
В.Н. Клепиков

 

Способов сказать о сложных понятиях и явлениях жизни много и одним из них стала притча. Зарождение которой уходит в глубь веков, но этот способ передачи мудрости и возможности переосмыслить во отношения к миру, не потерял актуальности и в нынешнее время.

Притча – это короткий рассказ в иносказательной форме заключающий в себе нравственное поучение (мораль). Действующие в притче персонажи призваны помочь её адресату – слушателю, читателю осмыслить и понять суть той или иной ситуации.

Нравственное суждение, вытекающее из притчи, может присутствовать в ней в виде открытого толкования, но может быть и неявным, предполагает осмысление додумывания.

Мудреца спросили ученики:
- Можешь ли ты объяснить, какова цель жизни человека?
- Не могу, — ответил он.
-   А в чём хотя бы смысл жизни?
-   Не знаю, — ответил мудрец.
-   А что тогда знает о жизни твоя мудрость?
Мудрец улыбнулся:
-  В жизни не так важны цель и смысл. Главное — ощущать её вкус. Ведь лучше есть пирог, чем рассуждать о нём.

Притча не похожа на басню тем, что никогда не даёт правильного решения, её нужно разгадать самостоятельно. Она должна быть понята и сопережита в результате усилий человека, читающего её.  Как метко заметил писатель и литературовед – А. И. Княжицкий: «Притча – это одновременно мудрость и путь к мудрости; это слово, поступок, жизнь и искусство».

Притча учит мудрости, но учит активно, заставляя самостоятельно думать. Сравнивать примеры из притчи с событиями собственной жизни, извлекать уроки.

Родом с Востока




С давних времён на Востоке любили говорить загадками, иносказаниями, поэтому притча часто использовалась там с целью прямого наставления. Зачастую она содержала аллегории.

 Читая восточные притчи, погружаешься в атмосферу дворцов и шатров, султанов и наложниц, пустынь и оазисов. Это дает разыграться воображению, перенестись в тот красивый и загадочный мир, но тем самым не лишает притчу смысла, а только задает ей пикантность и неповторимость.

Счастье Царя Соломона

   Однажды некий уважаемый горожанин пришёл к царю Соломону, наслаждавшемуся зрелищем рыб, плескавшихся в пруду, и спросил:
 - Царь, я в замешательстве! Каждый день моей жизни похож на предыдущий, я не отличаю рассвет от заката, и больше не ведаю счастья. 
   Соломон  посмотрел на пришельца и сказал:
- Многие люди мечтали бы оказаться на твоем месте, обладать твоим домом, садами и богатствами.
   И спросил ещё мудрый царь:
  - А о чём мечтаешь ты?
   
  Проситель задумался и ответил:
  - Сначала я мечтал освободиться из рабства. Потом я мечтал, чтобы моя торговля приносила доход. А теперь я не знаю, о чём мечтать.
  
   Тогда Соломон изрёк:
  - Человек, не имеющий мечты, подобен рыбам, что плавают в этом пруду. Каждый день их жизни похож на предыдущий, они не отличают рассвет от заката и не ведают радости жизни. –Немного подумав, Соломон добавил. -
Только в отличие от рыб ты сам запер себя  в пруду. Если в твоей жизни нет благой цели, ты будешь бесцельно слоняться по своему дому. А, умирая, поймешь, что прожил зря. Если цель есть, всякий раз, делая шаг, ты будешь знать, приблизил  ты к цели или отдалил от неё, и это будет наполнять тебя азартом и страстью к жизни.
   
   Проситель наморщил лоб и произнёс:
  - Значит ли это, что всякий раз, достигая одной цели, я должен искать следующую?  И когда исполняется одна моя мечта, я должен загадывать другую, и только в поиске я обрету счастье?  
   И ответил царь:
  - Да это так.




Притча близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. Если главными героями басен являются люди или животные, наделённые определёнными человеческими качествами, обычно помещённые в ситуации бытового характера.

Действующие лица притчи не имеют ни внешних черт, ни особенностей характера. Смысл притчи не в том, какой человек в ней изображён, а в том, какой этический выбор сделал  он.

Так же в притче нет указаний на место и время действия: её цель не изображение события, а сообщения о них. О времени события можно догадаться косвенно, так как действующими персонажами в них выступают, к примеру, царь Соломон, Будда, Омар Хаям или врачеватель Ибн-Сина.

Любимые темы притчи – правда и кривда, жизнь и смерть, человек и Бог. Нельзя понять притчу вне контекста: её смысл обусловлен поводом, по которому притча рассказана.

Притча в русской литературе

В русскую литературу притча пришла вместе с христианством, с первыми переводами текстов Священного Писания. В истории русской литературы термин «притча» употребляется главным образом по отношению к библейским сюжетам.

Притчами называл свои басни А.П. Сумароков, склонный к «высокому штилю». К числу притч, например, относится стихотворение А.С. Пушкина «Сапожник»:

Картину раз высматривал сапожник
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник.
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
«Мне кажется, лицо немного криво…
А эта грудь не слишком ли нага?»…
Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
«Суди, дружок, не свыше сапога!»

Оригинальные образцы притчи можно найти в рассказах Л. Толстого, написанных для детей, так называемых «Русских книгах для чтения».

Долгое время притча как жанр литературы не развивалась, но в конце XIX – начале XX в. она возникла в современном своём виде. Некоторые видные писатели привлеклись стилевыми особенностями притчи – не нужно было заниматься тем, чем занималась художественная проза: описывать обстановку, характеры героев, развитие сюжета. Всё внимание можно было сосредоточить на интересующей морально-этической проблеме.

Кроме канонической (евангельской) притчи, существуют притчи авторские. Иногда имя автора притчи известно, а иногда – нет. Но и в канонической, и в авторской притче обязательно присутствует назидание. Притча – урок для всех людей, независимо от возраста. 

И авторские, и канонические притчи являются повествованиями, которые могут быть истолкованы гораздо шире, чем это позволяют их содержания. И вывод у притчи не обязательно должен быть однозначным.
 
 Из отечественных писателей свою прозу подчиняли законам притчи Л. Толстой, В. Дорошевич. За рубежом притчу использовали для выражения своих философских взглядов Кафка, Сартр, Марсель, Камю.

И.С. Тургенев
Два богача

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение 
больных, на призрение старых – я хвалю и умиляюсь. Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разорённый домишко
Возьмём мы Катьку, – говорила баба, – последние наши гроши на неё пойдут, не на что будет соли добыть, похлёбку посолить.
- А мы её... и не солёную, – ответил её муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!

Притча в современной литературе

Притча предполагает особую форму построения сюжета: не линейную, а параболическую. Повествование в ней начинается с отвлеченного предмета, затем следует описание какого-либо назидательного случая, а в конце опять возвращается к исходному; содержание такого рассказа напряженно-выразительно.

 При всех различиях трактовки жанра две черты присущи притче: аллегоричность и поучительность. В аллегории присутствуют два уровня смысла. Первый, текстовый, образуется обычно сочетанием смыслов, фраз, составляющих текст. Второй строится на символических значениях, общий смысл часто выносится как заключительное рассуждение.

Жанр притчи имеет большой воспитывающий потенциал, так как носит не назидательный характер, а в абстрагированной форме утверждает общечеловеческие ценности.




В последнее время русские писатели, работающие в жанрах малой прозы, все чаще обращаются к жанру притчи, ставшему популярным не без влияния Пауло Коэльо и его романа «Алхимик». («Каждый человек на земле, чем бы он ни занимался, играет главную роль в истории мира»).

И хотя притчевая манера изложения позволяет отсеивать все ненужное, рамки ее повествования могут быть безграничны благодаря знаковому пространству, позволяющему автору адресовать произведение читателю разного уровня: от профессора до домохозяйки.

В притчах И. Бояшева «Путь Мури», «Повесть о плуте и монахе» нет глубокой разработки характеров героев, развернутых характеристик и пейзажных зарисовок, композиция проста, сюжет не развернут. У каждого героя свой путь. Но произведения объединены поиском точки опоры, цели существования человека и всего живого на этой планете. Путь не обозначен. Его нельзя найти, следуя за кем-то, а только можно обрести, исходя из собственной индивидуальности. Если живете своей жизнью- обретете счастье.

Замечательным мастером современной притчи является Феликс Кривин (11 июля 1928г.-24 декабря 2016г). Он легко сочетает лирику и иронию, естественный творческий метод - свобода от условностей. Самые сильные приемы автора- аллегория и виртуозная игра словами. Герои- птицы, звери, вещи и бытовые предметы, но в подтексте четко проступает человек во всем своем многообразии характеров, настроений, привычек, взаимоотношений. Возьмем его притчу «На пути к океану».

Маленькая рыбка Анабас живет далеко от морей, она живет — даже стыдно сказать — в болоте. Конечно, мало приятного, и рыбка Анабас все мечтает перебраться в какие-нибудь другие места. В Тихий океан. Или хотя бы в Атлантический. Ого, рыбка Анабас знает, куда ей лучше всего переселиться. Она назубок знает все океаны, какие только есть на земле. И она твердо решила: пусть только придет время, она обязательно переселится в океан.

И время приходит, болото ее начинает высыхать, и теперь не то что в океан, а вообще никуда не поплывешь — до того сухо становится в этом болоте.

Приходится ползти: прямо по суше, но это ничего, это не страшно, если ползешь в океан! Рыбка Анабас переступает своими плавниками, как самый заправский пешеход, и свободно обходится без воды, как верблюд в пустыне. Целую неделю она обходится без воды…

 А там попадется какое-нибудь болото, в котором можно будет устроить привал. Ненадолго, конечно, — так, чтобы окунуться, освежиться и дальше ползти в океан.
Что за чудесная вещь — привал в болоте! И прохладно, и не слишком глубоко. Освежайся, набирайся сил, чтобы ползти в океан. Вот высохнет это болото — и можно ползти в океан. Пусть оно только высохнет, и тогда можно дальше ползти. В океан.

Ведь, наверно, можно в конце концов приползти в океан, если так ползти — от болота к болоту.

Притча похожа на сказку, полностью построенную на аллегории. Название «На пути к океану» предполагает долгий, трудный путь к чему-то главному и важному. Рыбка маленькая, но, как утверждает автор, знает, чего хочет. Она упорно передвигается, от болота к болоту, как заправский пешеход, преодолевая трудности...

 Автор с иронией пишет: «Что за чудесная вещь - привал в болоте». И вроде бы нам симпатична рыбка Анабас своим характером, упорством, настойчивостью, желанием достичь цели. Но последняя фраза автора заставляет задуматься о том, что такое «океан» и что такое «болото». Каждый человек понимает это по-своему, так как каждый делает свой выбор в соответствии со своими желаниями, нравственными ценностями и жизненным опытом.

Близки к произведениям Ф. Кривина небольшие притчи Виктора Кротова «Хозяйка земли», «Паук Панфутий», «Киоск, в котором есть все». Притчи невелики по объему, загадочны, фантастичны и необычны. Сюжеты можно трактовать по-разному.

Хозяйка Земли

Надумала улитка вместо маленькой ракушки всю Землю своим домом сделать. Вот и прилепила на спину земной шар.
Ночь настала, звёзды вокруг. «Хорошо ползти по космосу, - думает улитка. - - Теперь я всей Земли хозяйка. Только бы меня жаба не слопала».

Кипарис-детка

На аллее, что вела к морю, между больших кипарисов стоял кипарис-детка. Он разглядывал людей и хныкал:
— Почему они ходят туда-сюда, а мы нет?
Но взрослые кипарисы молчали. Только один прошелестел:
— Смотри вверх!
Посмотрел малютка в небо, стал тянуться к нему и про людей уже не думал. Бродят туда-сюда, ну и что?

Подводя итоги, можно сказать, что жанровое своеобразие притчи в современной литературе обусловлено не только каноном библейской притчи, но и влиянием восточной.

Они несколько разные, так как большую роль в восточной притче играет загадочность, остроумие, парадоксальность, отсутствие готовых для читателя  решений.

 Важное значение в современной литературе приобретает «философская притча», в которой нет моралистической направленности. В то же время притча соединяется с другими жанрами массовой литературы – детективом, фантастикой, наполняя их более глубоким смыслом. Сохраняя традиции жанра в тематике, структуре, притча обновляется в лексике и стилистике.




Таким образом, притча была и остается значимым жанром в жанровой системе современной литературы.

Источники: по материалам открытых источников в Интернете
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий